У всех покрышек есть срок годности — резина не может служить вечно. Производители закладывают оптимальную длительность эксплуатации своих изделий. Срок службы покрышек зависит от разных факторов и варьируется в пределах 6-10 сезонов в зависимости от типа резины и технологии изготовления. Что делать, если покрышки были куплены недавно и уже нуждаются в замене? Ездить на «лысой» резине небезопасно — есть риск попасть в ДТП. Узнаем виды износа шин, как избежать их преждевременного выхода из строя и продлить срок службы.
Типы и причины износа шин
Преждевременный выход из строя покрышек может быть обусловлен разными причинами. Специалисты выделяют следующие факторы, влияющие на быстрый износ шин:
- Высокая температура дорожного полотна. Чем сильнее нагревается асфальт, тем быстрее изнашиваются шины.
- Фактура дороги. На зернистом полотне, щебне, камнях с острой поверхностью верхний слой протектора быстро стирается, покрывается сетью микротрещин и царапин.
- Дисбаланс колес, неправильный сход-развал, выход из строя амортизаторов, других элементов тормозной системы.
- Недостаточное или избыточное давление в покрышках.
- Агрессивный стиль езды с резким троганием с места, высокой скоростью, крутыми маневрами.
Типы износа
В зависимости от внешнего вида покрышки выделяют следующие типы износа:
- центральный. Если шина стерлась в центре, то она была перекачана. Место контакта с дорожным пятном преимущественно находилось в центральной части протектора;
- боковой. В этом случае давления, наоборот, не хватало, пятно контакта сместилось на боковины;
- неравномерный. Такой износ бывает, если на машине используются покрышки разного года выпуска;
- пятнистый. Износ пятнами возникает при неправильной балансировке авто;
- локальным пятном. Проблема может быть в поломке амортизаторов или рычагов тормозной системы;
- диагональный. Проблема заключается в положительном или отрицательном схождении-развале.
Как оценить износ шин
Чтобы понять, что шины нуждаются в замене и их нельзя эксплуатировать, можно воспользоваться следующими критериями:
- индикатор износа. Представляет собой специальную перемычку, которая располагается на центральном ребре. Если ее не видно, то у шины истек срок годности;
- цифровые индикаторы. Они выдавливаются на шинах производителем и варьируются в пределах от 2 до 8 на летних шинах, и от 2 до 4 — на зимних. Чем меньше показатель, тем сильнее износилась покрышка;
- цветовые метки. Работают по такому же принципу, как и цифровые индексы. Если видна красная метка, то резина нуждается в срочной замене.
Допускается езда на авто с остаточной глубиной протектора шины от 1,6 мм для летних покрышек и до 4 мм — на зимних.
Определить износ шин можно при помощи специального инструмента — измерителя глубины протектора. Это пластиковое приспособление с тонким наконечником погружается в протектор, измеряя остаточную глубину шины. Также можно использовать штангенциркуль, другие измерительные приборы.
Каждый водитель может визуально оценить степень пригодности шин к эксплуатации. Гладкая поверхность протектора со стершимися бороздами, ламелями и канавками свидетельствует о том, что резина пришла в негодность.
Влияние износа шин на автомобиль
Ездить на изношенной резине нельзя: водителя могут оштрафовать и запретить передвигаться на авто с вышедшими из строя покрышками. Это обусловлено следующими причинами:
- «Лысая» резина плохо держит сцепку с дорожным полотном. Существенно ухудшаются показатели курсовой устойчивости и управляемости в маневрах. Машину может повести в сторону, резко возрастает риск аквапланирования и слэшпленинга, что чревато аварийной ситуацией.
- Длинный тормозной путь. Резко остановиться на изношенных покрышках не получится, что также может привести к ДТП.
При езде на авто с изношенными покрышками возрастает потребление топлива — требуется дольше времени, чтобы остановиться и тронуться с места. Уровень гула при движении также растет.
Как предотвратить преждевременный износ шин
Чтобы предупредить быстрый износ шин, нужно ориентироваться в причинах выхода покрышек из строя. Это поможет устранить проблему на ранних стадиях без необходимости приобретения нового дорогостоящего комплекта резины. Специалисты рекомендуют действовать так:
- Проверять перед выездом давление в шинах. Оптимальные показатели позволят избежать неравномерного износа центральной части или боковин.
- Регулярно проводить балансировку, проверять сход-развал колес. Это устранит проблему с диагональным износом покрышек.
- Следить за исправностью тормозной системы. Пятнистый или локальный износ шины — признак серьезных проблем, которые требуют немедленного вмешательства. Ездить с неисправными элементами тормозной системы категорически не рекомендуется.
Большую роль играет правильно организованное хранение покрышек. Сезонный комплект нужно держать в сухом, прохладном месте без доступа прямых солнечных лучей, контакта с химическими реагентами. Шины с дисками хранятся складированием горизонтально или подвешиваются на крюк. Шины без дисков хранятся в вертикальном положении.
Для равномерного износа и, следовательно, продления срока службы покрышек рекомендуется ротация резины: шины переустанавливаются с одной оси на другую. При этом нельзя на одной оси использовать разные шины.
Заключение
Своевременное отслеживание состояния резины и знание вида износа шин поможет избежать следующих проблем:
- Вовремя обнаружить поломку элементов тормозной системы.
- Сократить расход топлива, снизить уровень шума.
- Безопасно перемещаться по дороге, сохранить курсовую устойчивость авто, повысить управляемость в маневрах за счет снижения риска аквапланирования и увеличения сцепления с дорожным полотном.
- Сэкономить на приобретении дополнительного комплекта резины.
- Избежать штрафов. Езда на неисправном авто (машина с «лысой» резиной приравнивается к таковым ТС) чревата штрафом в размере 500 рублей.