22 ноября в отеле «Балчуг Кемпински» в Москве состоялась международная конференция Creon «Каучуки, шины и РТИ 2011».
Основным спонсором данного мероприятия стала компания Lanxess, поддержку оказали НПП «Квалитет» и International Rubber Study Group, партнерами выступили такие компании, как Quest International Trading и «Оргхим».
В ходе конференции были рассмотрены вопросы шинной и каучуковой индустрии России, которая в данный момент стремительно глобализируется. На данный момент собственные предприятия в нашей стране имеют такие крупнейшие лидеры рынка, как Michelin, Nokian и Yokohama. В настоящий момент доля импортной шинной продукции растет, а российский бизнес вынужден переходить на новые мировые стандарты и технологии. Основной целью конференции стал поиск ответа на вопрос о том, насколько компании России готовы к такому переходу.
Генеральный секретарь International Rubber Study Group, Стефен Эванс предоставил свой обзорный доклад, касающийся текущего состояния и перспектив мирового производства каучука (натурального и синтетического). Им были сделаны выводы о том, что объемы постоянно повышаются, но спрос превышает предложение. Это ведет к резкому возрастанию цен. Причем основными производителями каучука на протяжении длительного времени остаются Индонезия и Таиланд, растет доля Мьянмы, Вьетнама. С рынка уходит Малайзия. Российские производители занимают только 9-ю и 10-ю позиции, а лидерство удерживает немецкий концерн Lanxess. Эванс отметил и тенденцию, которая касается интеграции производителей с шинными компаниями. Также он подчеркнул то, что оставаясь сильной страной с позиции выпуска синтетических каучуков, Россия потребляет сравнительно небольшое их количество. Отличается и структура использования. На долю РТИ приходится только 25% потребления, в то время как в Европе и Китае, например, показатели достигают 50%. Немаловажно и то, что в нашей стране в состав многочисленных резиновых смесей входит не натуральный каучук, а изопреновый. Производители не хотят менять традиционные рецептуры на более современные.
Также в ходе конференции были определены глобальные тренды индустрии, проявляющиеся в России как ужесточение требований к экологическим и экономическим характеристикам шин. Это становится причиной необходимости в изменении состава используемых смесей, снижения ресурсоемкости производств, переход с обычных на специальные каучуки. Был дан прогноз развития отрасли. Согласно ему, к 2016 году вырастут как объемы производства, так и потребление синтетических каучуков, в результате чего Россия станет ведущим экспортером данной продукции.
Несмотря на медленный переход российского рынка на зарубежные стандарты, интерес к нему со стороны компаний, предлагающих высокотехнологичные каучуки и добавки к резинам, возрастает.
Региональный директор по продажам и маркетингу подразделения РТИ Lanxess Себастиан ван Гемерт представил отчет о данной продукции. В мировой структуре, по его словам, потребление таких каучуков составляет 29% рынка. Причем основными эксплуатационными характеристиками резино-технических изделий становятся стойкость к различным температурным режимам и набухание в масле. На улучшение данных показателей направляется технический прогресс.
Франк Оссвальд рассказал о химикатах, позволяющих извлекать шины из камер-вулканизаторов, а также диафрагмы со специальным антиадгезионным покрытием. Уже в ближайшее время дочерняя компания Lanxess Rhein Chemie, производящая реагенты, маркировочные краски и другую продукцию, пользующуюся спросом в нашей стране, планирует построить и ввести в эксплуатацию первый завод в России, который бы был оснащен современным оборудованием и мог обладать высокой мощностью.
Представители группы компаний «Квалитет» Александр Меджибовский и Семен Кавун представили на конференции новые разработки. Продукция полностью построена на отечественных разработках, но не уступает зарубежным аналогам. При этом она является более дешевой и отличается меньшей нормой расхода. Так как в каучуках и готовых шинах количество добавок не превышает допустимой нормы, они не нуждаются в сертификации в странах ЕС.
Компания «Оргхим», в лице директора по маркетингу и реализации Олегом Шилкиным, представила отчет о новых маслах Norman, на выпуске которых специализируется данный производитель. Причем данная компания планирует занять 18% рынка уже в ближайшее время.
Джоном МакКлюромом – старшим экономистом LMC International, был представлен обзорный доклад о мировой индустрии шин и месте, которое Россия в ней занимает. Он отметил, что спрос на шины определяет не объем выпуска машин, а автопарк мира, его темпы роста и структура. Согласно прогнозу в России выпуск авто вырастает в 1,5 раза к 2016 году. Была отмечена и тенденция восстановления шин, а не приобретения новых. Около 30% продаж в Германии приходится именно на шины с новым наложенным протектором.
Общая дискуссия была посвящена поиску ответа на вопросы о препятствиях на пути к тому, чтобы Россия могла стать мировым центром производства шинной продукции. Представитель LMC International отметил, что основным конкурентом нашей страны является Восточная Европа. Главной проблемой России он назвал сложную логистику и высокие транспортные расходы, затрудняющие не только экспорт, но и импорт продукции. Но сырьевые и рыночные преимущества неизменно притягивают в страну зарубежные компании, которые готовы вкладывать средства в развитие отрасли.
Эксперт International Rubber Study Group не был согласен с этим мнением. Он уверен, что наличие крупного рынка и необходимого сырья не гарантирует успеха шинной промышленности. В качестве примера он привел Индию, в которой основную долю рынка занимают производители Китая и Юго-Восточной Азии. Аналогично этой ситуации в России игроки каучукового и шинного бизнеса слабо интегрированы и координированы между собой.
Семен Кавун подчеркнул, что попытки заниматься только производством и реализацией шин обречены на провал. Для успеха важно постоянно находить связи среди производителей резино-химикатов и каучуков. К сожалению, в России этого не происходит. Обусловлено это тем, что ориентация различных производств не совпадает. Они работают для различных рынков и мало пересекаются.
Представитель НТЦ «Интайр» Дмитрий Пебалк отметил, что за последние 20 лет в каучуковой индустрии России серьёзные средства в модернизацию были вложены только одним предприятием — «Нижнекамскнефтехим». В этом он видит причину того, что каучуковая и шинная промышленность так долго не может перейти на новые стандарты. Но он уверен, что к 2016 году произойдут изменения. Новые стандарты будут введены извне, и от них нельзя будет отказаться.
Евгений Истомин — заместитель директора по реализации торгового дома «Кама» — рассказал о том, что при наличии желания у владельцев компаний шинный бизнес мог бы развиваться и без вложений зарубежных компаний. Шинный завод в Нижнекамске уже создал новый цех, освоил выпуск инновационной продукции и осуществляет экспорт продукции в европейские страны. Этой же компанией был построен новый завод, который ежегодно выпускает 1,2 миллиона грузовых шин. Истомин призвал государство активнее защищать собственный внутренний рынок и поддерживать отечественных производителей, опираясь на опыт Китая. По его мнению, именно поэтому китайская шинная индустрия активно развивается. Он подчеркнул и то, что с вступлением в силу новых правил, требований и стандартов придется отказаться от оборудования, которое установлено на заводах России еще в 70-е годы прошлого века.
Генеральный директор компании «Топоф» отметил основные сложности продажи шин с помощью современных технологий — через Интернет. Он привел данные, согласно которым только около 4% шин продаются онлайн. Сложность такой реализации связана с тем, что продавцы не заботятся даже о размещении описаний продукции, полагая, что покупатели выбирают шины, только опираясь на их стоимость, либо не располагая необходимой информацией.
Директор по техническому оснащению и производству Nokian Tyres в России, Александр Уставщиков рассказал участникам конференции о деятельности финской компании, которая единственная на данный момент основала в России крупную производственную базу и сделала ее ведущей. На протяжении всего времени работы, под маркой Nokian выпускаются зимние шины. Во Всеволожске был построен уже второй собственный завод, который был введен в эксплуатацию в 2005 году. Сегодня он является крупнейшим в России и специализируется на выпуске легковых шин. Объемы его производства превосходят установленные в Финляндии. Завод Nokian планирует расширить свою специализацию и стать научно-исследовательским центром. Всеволожск, в свою очередь, станет главной площадкой для производства. Уже к 2013 году планируется увеличить мощность. В планах объемы до 17 миллионов шин в год.
Уставщиков отметил и то, что на долю стран СНГ и России сегодня приходится более 30% продаж. Это значительно больше, чем в Восточной Европе, несмотря на то, что компания начала реализовывать свою продукцию именно там. При этом около 70% шин, которые производятся во Всеволожске, экспортируются. Компания не делает разницы между продукцией для российского и зарубежных рынков, работая по единым стандартам и рецептурам. Компания использует сырьё, полученное от производителей из России. Она постоянно сотрудничает с «Оргхима», закупая масла, и с «Сибура», приобретая в данной организации изопреновые каучуки. Nokian не занимается первичной комплектацией автомобилей. Обусловлено это тем, что относительно недавно она начала производить летние шины и предпочитает ориентироваться на конечных потребителей.
Также Уставщиков добавил, что Россия, в отличие от европейских стран не демонстрирует лояльность к оригинальным брендам. Представитель компании сомневается, что начало производства шин иностранными компаниями в России изменит ситуацию на рынке. Он обуславливает это тем, что уже сейчас ключевые игроки являются импортерами. Снижение пошлин после вступления в ВТО некоторые иностранные производители могут изменить решение о создании производства в нашей стране. Александр Уставщиков подчеркнул и то, что компания не считает конкурентами российские марки, так они работают в сжимающемся бюджетном сегменте.
Глава Creon, подводя итог конференции, отметил, что она продемонстрировала внушительный инвестиционный потенциал российской каучуковой и шинной индустрии. По его мнению, рынок давно разделился на 2 слабо связанных друг с другом сегмента. Это – «новый рынок», который начали развивать финны, а продолжают итальянцы и немцы. Pirelli — яркий пример такой индустрии. На данном рынке действуют международные стандарты, в нем постоянно сотрудничают многочисленные компании, которые могут как иметь, так и не иметь собственное производство в России, и их партнеры. Такие организации постоянно вкладывают средства в развитие для того, чтобы завоевывать позиции.
В этой сфере не обходится без постоянной государственной поддержки: финансовой, административной. И это – «старый рынок». Здесь работают заводы с оборудованием, которое давно устарело, в его рамках выпускается продукция, которая привлекает все меньшее количество покупателей. Данный сектор отрасли естественно отмирает. Но важно, чтобы государство поддерживало и его. Особенно важно это в условиях производства продукции оборонного назначения. Немаловажно и то, что к данному бизнесу могут проявить интерес средние зарубежные технологические компании.