Все, что вы хотели знать о балансировке колес

16 апреля 2024

Практически все водители знают, что нужно периодически проводить балансировку колес, но далеко не каждый из них в курсе, зачем нужна процедура, что будет, если эксплуатировать автомобиль с разбалансированными колесами. Разберемся в вопросе детальнее.

Что это такое?

Работа колеса оценивается по трем осям: вращения, симметрии и инерции. Также учитывается форма круглого вращающегося массивного объекта, при которой каждые две противоположные точки должны быть на равном расстоянии от центра вращения.

Задача балансировки проста и заключается в том, чтобы масса каждой точки была равномерно распределена относительно оси вращения и центра тяжести колеса. Добиться 100-процентного баланса не получится, потому что каждое колесо изначально немного асимметрично — например, в диске есть отверстие, в которое вставляется вентиль для накачки камеры. Иногда производители выпускают изделия с неидеальной геометрией. Допускаются определенные погрешности, при которых дисбаланс колес считается не критичным. Состояние колеса оценивается на специальном компьютерном стенде.

Виды дисбаланса

Колесо считается разбалансированным, когда центр тяжести смещается относительно оси вращения. Различают следующие варианты разбалансировки:

  • Статическую. Масса колеса неравномерно распределяется по его длине, в результате чего возникает продольное биение, в вертикальной плоскости. Колесо «подскакивает» вверх, разрушая подвеску.
  • Динамическую. Масса неравномерно распределяется по всей плоскости колеса, ось инерции и ось вращения образуют угол. Колесо «прыгает» в разные стороны при движении.

Чаще всего встречается смешанный дисбаланс, где оба вида разбалансировки сочетаются в разной степени.

Причины разбалансировки

К наиболее часто встречающимся причинам дисбаланса колеса специалисты относят следующие факторы:

  • Изношенность шин и их неравномерное истирание. Резина деформируется, в результате чего каждая точка колеса находится на разном расстоянии от его центра.
  • Повреждение дисков или шин от попадания в выбоину, яму на дороге, столкновения с препятствием, например, с бордюром.
  • Неправильная установка колеса или непрофессиональный ремонт.

Зачем нужна балансировка колес

Оценить «на глаз» состояние колеса на предмет разбалансировки не выйдет, поскольку дисбаланс чаще всего невелик. Но при езде на высокой скорости небольшие показатели становятся критичными. Например, если дисбаланс составляет 20 г, то при скорости до 90 км/ч воздействие на подвеску от бьющего по ней колеса будет сравнимо с ударом кувалды весом 3 кг. Кажется, что это немного? С учетом частоты вращения подвеска будет испытывать около 800 таких ударов в минуту.

Разбалансированное колесо плохо слушается руля, быстро изнашивается. Водителя преследует постоянный гул при движении. Операция балансировки позволяет решить следующие задачи:

  • повысить безопасность при движении на дороге, увеличить управляемость и курсовую устойчивость авто;
  • продлить срок службы колес, подвески и других элементов;
  • обеспечить комфорт водителю.

Как проводится балансировка

Состояние колеса оценивают на специальном станке, где его раскручивают. Компьютер устанавливает самые тяжелые области внешней и внутренней части изделия. Зачастую задача облегчается производителем — самая легкая точка обозначается желтым цветом, а самая тяжелая — красным. Наиболее тяжелые места уравновешиваются специальными грузиками двух типов:

  • Набивными. Применяются для колес с литыми и штампованными дисками. Грузики такого типа набиваются на кромку диска при помощи «ушек». Считаются наиболее устойчивыми и надежными в эксплуатации, но не используются на хромированных дисках, поскольку набивка приводит к отслоению покрытия.
  • Клеевыми. Универсальные грузики, которые выпускаются в виде полос на клейкой ленте с сегментами по 5-10 г. Требуемый вес отделяется и приклеивается на обод. Качество таких грузиков зависит от устойчивости клеевой основы к негативным внешним воздействиям — агрессивной химической среде, перепадам влажности и температуры.

Грузики делаются из прочных и долговечных металлов, не подверженных коррозии, — свинца, цинка, стали. Колеса грузовых автомобилей уравновешиваются немного по-другому: внутрь шины засыпаются специальные гранулы, которые при вращении покрышки автоматически занимают нужные места и фиксируются на внутренней поверхности покрышки.

Как понять, что нужна балансировка колеса?

По мнению экспертов, балансировку нужно проводить в следующих случаях:

  • после каждой перебортовки (сезонной, обычной, в связи с ремонтом) или смене колес;
  • после сильного удара колеса о бордюр или другое препятствие, при попадании в выбоину или яму на дороге;
  • при возникновении вибрации в салоне и гула при езде на скорости свыше 60 км/ч;
  • при биении и дребезжании руля на скорости 90-100 км/ч;
  • при неравномерном износе шины.

При возникновении таких признаков с визитом в шиномонтажный сервис лучше не затягивать, поскольку длительная эксплуатация разбалансированных колес может привести к полному выходу из строя подвески, а это уже чревато серьезным ремонтом. Кроме того, движение на такой резине небезопасно, поскольку ухудшается управляемость и устойчивость в маневрах авто. Возрастает риск попадания в ДТП.

Как часто нужно балансировать колеса?

Специалисты рекомендуют балансировать колеса через каждые 5 тыс. км пробега при движении по хорошим дорогам. Если же авто эксплуатируется на грунтовке или плохом дорожном покрытии, то проверять состояние колес следует примерно через 1,5-2 тыс. км пробега.

У нас можно заказать балансировку колес. На карте выбирается близлежащая сервисная точка, устанавливается список услуг, указываются параметры авто, телефон для связи, удобное время и дата.

Будьте в курсе сезонных акций и предложений
Нажимая «Подписаться», я соглашаюсь получать письма от 74kolesa.ru на условиях Пользовательского соглашения.