Практически все водители знают, что нужно периодически проводить балансировку колес, но далеко не каждый из них в курсе, зачем нужна процедура, что будет, если эксплуатировать автомобиль с разбалансированными колесами. Разберемся в вопросе детальнее.
Что это такое?
Работа колеса оценивается по трем осям: вращения, симметрии и инерции. Также учитывается форма круглого вращающегося массивного объекта, при которой каждые две противоположные точки должны быть на равном расстоянии от центра вращения.
Задача балансировки проста и заключается в том, чтобы масса каждой точки была равномерно распределена относительно оси вращения и центра тяжести колеса. Добиться 100-процентного баланса не получится, потому что каждое колесо изначально немного асимметрично — например, в диске есть отверстие, в которое вставляется вентиль для накачки камеры. Иногда производители выпускают изделия с неидеальной геометрией. Допускаются определенные погрешности, при которых дисбаланс колес считается не критичным. Состояние колеса оценивается на специальном компьютерном стенде.
Виды дисбаланса
Колесо считается разбалансированным, когда центр тяжести смещается относительно оси вращения. Различают следующие варианты разбалансировки:
Чаще всего встречается смешанный дисбаланс, где оба вида разбалансировки сочетаются в разной степени.
Причины разбалансировки
К наиболее часто встречающимся причинам дисбаланса колеса специалисты относят следующие факторы:
Зачем нужна балансировка колес
Оценить «на глаз» состояние колеса на предмет разбалансировки не выйдет, поскольку дисбаланс чаще всего невелик. Но при езде на высокой скорости небольшие показатели становятся критичными. Например, если дисбаланс составляет 20 г, то при скорости до 90 км/ч воздействие на подвеску от бьющего по ней колеса будет сравнимо с ударом кувалды весом 3 кг. Кажется, что это немного? С учетом частоты вращения подвеска будет испытывать около 800 таких ударов в минуту.
Разбалансированное колесо плохо слушается руля, быстро изнашивается. Водителя преследует постоянный гул при движении. Операция балансировки позволяет решить следующие задачи:
Как проводится балансировка
Состояние колеса оценивают на специальном станке, где его раскручивают. Компьютер устанавливает самые тяжелые области внешней и внутренней части изделия. Зачастую задача облегчается производителем — самая легкая точка обозначается желтым цветом, а самая тяжелая — красным. Наиболее тяжелые места уравновешиваются специальными грузиками двух типов:
Грузики делаются из прочных и долговечных металлов, не подверженных коррозии, — свинца, цинка, стали. Колеса грузовых автомобилей уравновешиваются немного по-другому: внутрь шины засыпаются специальные гранулы, которые при вращении покрышки автоматически занимают нужные места и фиксируются на внутренней поверхности покрышки.
Как понять, что нужна балансировка колеса?
По мнению экспертов, балансировку нужно проводить в следующих случаях:
При возникновении таких признаков с визитом в шиномонтажный сервис лучше не затягивать, поскольку длительная эксплуатация разбалансированных колес может привести к полному выходу из строя подвески, а это уже чревато серьезным ремонтом. Кроме того, движение на такой резине небезопасно, поскольку ухудшается управляемость и устойчивость в маневрах авто. Возрастает риск попадания в ДТП.
Как часто нужно балансировать колеса?
Специалисты рекомендуют балансировать колеса через каждые 5 тыс. км пробега при движении по хорошим дорогам. Если же авто эксплуатируется на грунтовке или плохом дорожном покрытии, то проверять состояние колес следует примерно через 1,5-2 тыс. км пробега.
У нас можно заказать балансировку колес. На карте выбирается близлежащая сервисная точка, устанавливается список услуг, указываются параметры авто, телефон для связи, удобное время и дата.